LaggEr | Дата: Суббота, 27.08.2011, 17:38 | Сообщение # 1 |
| Введение Многие фирмы и организации самого различного профиля уже построили, строят или собираются создавать свои корпоративные Интернет-представительства (в дальнейшем, Веб-сайты) в Интернет. Все понимают, что это нужно, полезно и важно для бизнеса, но многие очень смутно представляют зачем нужен сайт, кому доверить это ответственное мероприятия, сколько это стоит и стоит ли вообще платить, что размещать на сайте и что будет потом, после сдачи проекта.
Пройдя через десяток-другой самых разных Заказчиков, собралась некоторая статистика из ошибок и заблуждений, свойственных как Заказчику, так и Исполнителю. На основе такого опыта и написана данная статья, которая призвана помочь и дать несколько рекомендаций потенциальным Заказчикам сайтов, что, есть надежда, поможет им сделать пусть не самый лучший и не идеальный - но добротный и качественный сайт, который можно с гордостью показать партнерам и клиентам и ненавязчиво подсунуть конкуренту - пусть позлится.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1: Решите для себя, зачем Вам сайт Цели создания сайта могут быть разными. От "просто засветиться" до перевода части бизнеса в Интернет. Прежде, чем делать сайт надо решить и задокументировать цели создания сайта. Типичные цели таковы: солидно представить фирму (организацию) представить товар и (или) услуги отражать жизнь компании и отрасли в виртуальном мире искать новых клиентов, партнеров получать заказы через сайт вести бизнес через сайт Может быть у Вас совсем другие цели - запишите их. Четкое определение целей поможет ориентироваться в трудозатратах, финансовых затратах, сроках работ по созданию сайта. Сразу хочется предостеречь: если развивать электронный бизнес - нужны серьезные вложения (от 000, а средняя стоимость создания: 40 - 100 тыс долл), и постоянные вложения на поддержку (от 00 в месяц). Поэтому, советую не прыгать через голову: сначала необходимо создать информационный сайт, солидно засветиться в Интернете - а уж потом решать вопрос о ведении электронной коммерции. Или же наоборот - нацеливаться на электронную коммерцию с вложением немалых средств, но иметь бизнес план окупаемости проекта.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2: Не делайте сайт самостоятельно. Для менеджеров и руководителей с высшим техническим образованием очень большим соблазном является сделать сайт все самостоятельно. Казалось бы - берем пару картинок, свою фотографию, Веб-редактор - немного терпения и сайт готов. Но к сожалению результат ожидаем - получается плохо. Объяснение простое: создание сайта - сложный процесс, который требует усилий профессионалов в своих областях (дизайнера, управляющего менеджера, программиста, верстальщика, контент-менеджера) и каждый трудится по своему направлению. Найдите в себе все эти таланты и садитесь за создание сайта, в противном случае придется поручить это кому-нибудь.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3: Не доверяйте создание сайта технически подготовленным непрофессионалам (знакомым, студентам, сыновьям и т.п.). Допустим, что я Вас убедил, что самому сайт не сделать. Но вот сын (сын друга, знакомый и т.п.) все время сидит в Интернете - и говорит, что запросто сделает сайт, притом за небольшие деньги… может сэкономить? Поверьте, не стоит. Это самая на сегодняшний день распространенная ошибка, в результате которой наступает ситуация, что вроде и сайт есть, да показывать никому не хочется. Опыт подтверждает, что еще ни разу эта соблазнительная затея не заканчивалась хорошо (только если Ваш знакомый не директор или менеджер Интернет-студии). Во-первых, как уже упоминалось, сайт крайне трудно сделать одному человеку, тем более - хороший сайт. Во-вторых, с знакомым трудно взаимодействовать на профессиональном уровне: представьте, что Вам не понравилась работа - с одной стороны надо на это указать, а с другой - как критиковать хорошего знакомого, который и денег то почти не взял.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4: Продумайте разделы и подразделы сайта. Начертите древовидную структуру сайта Вот чем стоит заняться - продумать, что помещать на сайт. Здесь никто за Вас или Ваших подчиненных эту работу не сделает, т.к. именно Вы разбираетесь в специфики бизнеса, в Ваших клиентах, в специфике Вашей продукции и услуг. Надо решить: какие разделы будут на сайте, стоит ли выносить весь перечень продукции (услуг), на какой информации сконцентрировать внимание и т.д. и т.п. Необходимо начать формировать дерево сайта. Дерево представляет собой древовидную структуру, веточками которого являются разделы сайта, а листиками конкретные страницы. Дерево следует рисовать также, как оно растет - от ствола к листикам: т.е. сначала нарисовать самые крупные разделы, потом подразделы, потом конкретные страницы.
Дерево сайта дает неоспоримые преимущества: Без дерева не обойтись при построении логики навигации по сайту. Действительно, Исполнителю будет лучше видно в каком объеме и на какого рода информацию должны ссылаться кнопочки, элементы меню, ссылки. По дереву Исполнитель может подсчитать стоимость важных этапов работы. По дереву заказчик может ставить пометки о степени готовности информации, аналогично можно ставить пометки о готовности того или иного раздела в процессе работы с Исполнителем и контролировать разработку сайта.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5: Напишите техническое задание или его аналог в свободной форме. Необходимо оформить свои мысли по заданию на сайт в документ и назвать его "Техническое задание на разработку Веб-сайта компаниии <.....>", далее ТЗ. Строго говоря, этот документ должен регламентировать все отношения с Исполнителем, т.е. содержать требования по дизайну, по навигации, по способам представления информации, по срокам и объемам работ каждого этапа. Это позволяет избежать конфликтов Исполнителя и Заказчика. ("Я просил все легко и красиво, а Вы мне тут гаек насовали и говорите что это гениально" или, с другой стороны, "Вы говорили, что Вам на сайте надо разместить две странички, а принесли 200 рукописных страниц на арабском").
Однако, не все можно описать в Техническом задании, потому что многие идеи по дизайну, навигации и способу представления информации генерирует сам Исполнитель - он же профессионал в Интернет технологиях и в некоторых вещах разбирается лучше всего. Поэтому, окончательный вариант ТЗ вырабатывается уже совместно, но рекомендую утвердить и подписать документ до начала конкретных работ по сайту. До того, как Вы выбрали Исполнителя, необходимо подготовить те части ТЗ, которые можно сделать самостоятельно: Общая цель создания сайта Ваши мысли по поводу дизайна сайта Мысли по поводу навигации сайта (в дальнейшем, при консультациях с Исполнителем, этот пункт можно переработать) Схематичное дерево сайта Мысли о присутствии на сайте Интерактивных элементов, такие как анкета, заказ, форум, доска объявлений и т.п. (тут можно указать, чего бы Вам хотелось, а в дальнейшем проконсультироваться с исполнителем по поводу целесообразности и конкретного исполнения).
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6: Ищите Интернет-студию. Смиритесь с неотвратимостью: за хороший сайт надо заплатить. Итак, я не рекомендовал делать сайт самостоятельно или поручать это действо знакомым....но тогда кто же будет делать сайт? Ответ очевиден, но почему-то с сайтами его не всегда воспринимают. Если сталь выплавляют в домне, овощи растят в теплице, картины рисуют в мастерской, то логично, что сайт делается в Интернет студии.
Однако выбор Интернет-студии - это самостоятельная и очень важная задача. Дело в том, что рынок создания сайтов совсем молодой - ему 5-6 лет и соответственно Интернет-студиям времени для завоевания репутации было предоставлено довольно мало. Кроме того, оказалось что сделать Веб-студию достаточно просто: берем телефон, компьютер и доступ в Интернет, а опыт создания домашней страницы для себя и соседа по парте имеется - вот тебе и "лучшие сайты по самым низким ценам от 20 у.е.".
Это часто становится причиной, по которой сайты либо делают только у самых известных студий за серьезные деньги (от 5 000 у.е.), либо делают только у студий с которыми налажены давние связи. К сожалению, фактор знакомства является одним из главных на данный момент. А что делать, если не хочется тратить бешеные деньги на сайт и в тоже время не попасть в руки надо суметь отличить хорошую студию от доморощенного проекта студентов - одногруппников? Можно дать несколько советов, как отсеять такие коллективы: Стоит поинтересоваться, где расположен офис студии. Если офиса нет, то стоит сделать выводы. Если есть время, то стоит съездить и составить личное впечатление. Стоит поинтересоваться, как студия заключает договор, есть ли порядок безналичных расчетов и т.п. Стоит поинтересоваться, где студия размещает сделанные проекты, как оперативно осуществляется дальнейшая информационная поддержка, в состоянии ли студия зарегистрировать домен (символьное имя сайта). Стоит поинтересоваться разделением обязанностей в студии, как осуществляется работа над проектом, как работа делится на этапы. Если речь не заходит об утверждении технического задания - стоит насторожиться - это означает что потенциальный исполнитель не в состоянии оценить объем работ. Стоит внимательно изучить портфолио (сделанные работы) студии. Если там домашние страницы и собственные проекты студии - значит, студия еще не делала корпоративные сайты и на Вас будут учиться. Если вам предлагают сделать сайт менее 400-500 долларов - насторожитесь и поинтересуйтесь, за счет чего цена настолько низкая.
Для студии такая стоимость приводит к нерентабельности даже небольшого проекта. Теперь остается сделать выбор среди профессиональных студий. Это тоже непростой вопрос, т.к. сайт - вещь во многом субъективная (нам на одну и ту же работу приходилось слышать диаметрально противоположные оценки) и тут необходимо, чтобы Ваш вкус совпал со вкусом дизайнера и стилем работы команды разработчиков.
Посмотрите портфолио студии на предмет стилистики сайтов - есть профессиональные студии, которые работают в узкой направленности: создание развлекательных сайтов, создание интерактивных заставок и т.п. Кроме того, из портфолио виден опыт студии, стиль работы и кругозор дизайнера. Посетите сайт студии, пригласите менеджеров студии для переговоров. Попробуйте поинтересоваться их мнением по поводу вашего Технического задания на сайт - по ответам вы поймете компетенцию, гибкость и совпадение хода мыслей с менеджерами.
Немаловажным фактором является стоимость сайта. Сразу приготовьтесь к тому, что стоимость не будет маленькой - Вы согласились работать с высокооплачиваемыми профессионалами, у которых есть еще и производственные издержки. Поэтому верен принцип - чем больше и раскрученней студия - тем дороже стоит работа ее специалистов. Если Вы не хотите тратить слишком много - ищите среднюю по размерам студию, у которой издержки на производство меньше. Например, если за средний сайт "большая" студия возьмет около 2000 долларов, то средняя 800-1200 долларов. В приведенных цифрах не действует принцип "чем дороже, тем лучше": результат не будет хуже, чем у "большой" студии, т.к. Вы уже "отсеяли" заведомо плохие варианты и теперь выбираете из хороших лучшее.
Можно привести аналогию (хотя и не очень точную) с продажей продуктов: в большом универмаге цена продукта будет больше, чем в маленьком уютном магазинчике при неизменном качестве - куда идти Ваш выбор. Еще один нюанс: при выборе небольшой студии проходимость клиентов не слишком большая (по аналогии с магазинчиком), поэтому отношение к Вам скорее всего будет теплым и индивидуальным, а при создании сайта это одна из важнейших особенностей. В общем, как всегда, есть плюсы и минусы каждого решения - просто надо попробовать, пообщаться и сделать выбор.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7: Совместно со студией разбейте работу на этапы, определите сроки и этапы работ. Подготовьте себя не срывать сроки и требуйте это от заказчика. Получите сумму заказа. Подкорректируйте Ваше техническое задание совместно со студией. Пусть менеджер студии расставит этапы работ, определит сроки (так называемы календарный план) и определит окончательную сумму этапа. Постарайтесь, чтобы в ТЗ осталось как можно меньше белых пятен и обтекаемых определений. Даже если Вы не планируете подписывать договор - подпишите техническое задание.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 8: При работе над дизайном - взаимодействуйте с дизайнером. Итак, обычно, первый этап - это дизайн. Т.е. представление о том, как будет выглядеть сайт. У Вас могут быть совершенно четкие представления, каким должен быть дизайн или совсем никаких представлений. Дизайн - это всегда компромисс между представлением дизайнера и Вашим собственным (только если Вы не безгранично доверяете дизайнеру). В любом случае, постарайтесь добиться варианта, когда Вам сайт понравится. Чтобы найти общий язык с дизайнером и менеджером проекта - поговорите с ними о дизайне. Покажите сайты, которые Вам нравятся и которые не нравятся (с объяснением причин), покажите Ваши рекламные материалы, визитки, буклеты и пр. В процессе работы не стесняйтесь высказывать свои замечания по дизайну, но не слишком давите - у дизайнера есть концепция, и она, как правило, при суровых изменениях "разваливается". Сколько раз приходилось слышать от недовольного дизайнера: "Еще одно замечание по дизайну - и можно все начинать заново".
РЕКОМЕНДАЦИЯ 9: Требуйте такого сайта, который легко модифицировать. После утверждения заказа, как правило, идет "верстка". Верстальщик "оживляет" макет: заставляет работать кнопки, меню, готовит место для текстов. На этом этапе важно, чтобы верстальщик сделал сайт, который можно корректировать, дополнять и убирать разделы (страницы) и т.п. Если предполагается, что материалы на сайте будут обновляться и добавляться довольно часто, то следует сказать об этом верстальщику (и дизайнеру), потому как некоторые студии делают красивые во всех отношениях сайты, но где добавить страницу или раздел - проблематично. Пусть, Исполнители проекта продемонстрируют, как следует выкладывать новости на сайт, информацию по товарам, обновлять прайс-лист - их это обяжет сделать механизмы как можно проще, Вам, даже если не придется работать с сайтом самостоятельно, будет понятно, чем занят Веб-мастер или поддерживающая сайт фирма.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 10: Прежде чем представлять сайт в Интернет - протестируйте сайт. На свежем сайте не бывает без ошибок и опечаток. Необходимо попросить студию выложить сайт в Интернет, но куда-нибудь на скромное место в тестовом режиме. Почитайте материалы на сайте, полностью пройдитесь по всем кнопочкам, проверьте заголовки страниц. Очень полезно попросить своих знакомых и коллег посмотреть на сайт свежим взглядом. Документируйте найденные оши
|
|
| |